ГлавнаяПолезная информацияБаза знанийШелкография - описание технологии

Шелкография - описание технологии

Трафаретная печать (альтернативное название «Шелкография») – уникальная технология печати изображений, сочетающая в себе древнее происхождение и современные технологии. Шелкография появилась в древнем Китае, где для создания трафарета использовалась мелкоячеистая ткань из нитей шелка, натянутая на деревянную раму, что и дало название технологии. Сейчас для создания трафаретов используются специальные ткани из синтетических нитей (редко металлических), в качестве материала для рамы, как правило, используется алюминиевый профиль (реже стальной), но встречаются еще и деревянные рамы, однако они не дают той стабильной жесткости конструкции, которая необходима для качественной трафаретной печати.

Суть шелкографии.

Если коротко, то суть трафаретной печати заключается в продавливании краски через трафарет, при помощи ракеля, на запечатываемую поверхность (футболки, крой, бумага, пластик и многое другое).

Подробно о технологии трафаретной печати.

Разберем шелкографию на этапы печати, от подготовки макета до получения готовой продукции:

  1. Первый этап – подготовка изображения.

    Макет для шелкотрафаретной печати готовится в специализированных графических программах. Растровые изображения делают, как правило, в программе Adobe Photoshop, а векторные в Adobe Illustrator либо Corel Draw. При подготовке уже готового макета к печати, дизайнер делит полученный макет на цвета и расставляет метки для совмещения цветов уже в процессе печати. В итоге получается количество файлов, равное количеству цветов в макете. Каждый цвет в итоге это отдельный трафарет. В случае печати по цветным футболкам или другим поверхностям, в макет добавляется еще и белая подложка под всё изображение, что соответственно влечет за собой необходимость подготовки еще одного трафарета.

  2. Второй этап – вывод пленок.

    Полученные на первом этапе файлы распечатываются на прозрачной пленке в черно-белом формате.

  3. Третий этап – подготовка трафаретных форм.

    На данном этапе трафаретной печати, на трафаретную сетку, натянутую на раму, наносят фотоэмульсию и сушат в специальных сушильных шкафах. После высыхания фотоэмульсионного слоя, к сетке крепят пленку, полученную на втором этапе. Затем трафарет помещают в копировальную раму с вакуумным прижимом, где трафаретная форма подвергается засветке специальными лампами. В том месте где на пленке отсутствовало изображение, фотоэмульсионный слой окончательно затвердевает, а там где изображение было, фотоэмульсия не твердеет.

    После засветки трафарета в копировальной раме, форму помещают в промывочную ванну, где не затвердевшая фотоэмульсия вымывается водой под большим давлением.

    В заключение третьего этапа, трафарет ретушируется, то есть специальным раствором закрываются все случайно вымытые отверстия в трафаретной форме.

  4. Четвертый этап – печать.

    Полученные трафареты крепятся на печатное оборудование (карусельный сток либо станок плоскопечатной печати). Перед печатью всего тиража, печатник должен выполнить печать нескольких пробных оттисков (приладка), в процессе приладки производится позицирование запечатываемого  изделия на столе и сведение цветов при помощи меток расставленных на первом этапе. В связи с необходимостью приладки, требуется иметь некоторое количество запасных изделий для печати.

    Непосредственно перед печатью тиража, метки на трафаретных формах заклеиваются.

    Собственно сам процесс печати происходит, как уже говорилось выше, при помощи специального ракеля, который продавливает краску через трафарет на изделие.

  5. Пятый этап – смывка трафаретных форм.

    После печати, трафаретные формы необходимо смыть, это происходит в промывочной камере, при помощи специализированных растворов (размягчают фотоэмульсионный слой) и воды.

    Как правило на трафаретных формах остаются так называемые фантомные изображения, что приводит к необходимости применения, в процессе смывки, специальной химии для их удаления.

Плюсы и минусы шелкографии.

Плюсы

    К плюсам шелкографии можно отнести:
  1. Яркость. Благодаря большому слою краски, изображение получается ярким и насыщенным.
  2. Универсальность. Трафаретная печать позволяет печатать, с некоторыми оговорками, практически на любом плоском предмете: футболки и майки, крой ткани, полиэтилен, пластик, металл, стекло, бумага и многое другое.
  3. Большое количество спецэффектов. Шелкография дает возможность использовать в печати различные добавки для достижения специальных эффектов: термоподъем, глиттер, светонакопительные краски, краски светящиеся в ультрафиолете, аромакраски и так далее, всего наверное и не перечесть.
  4. Долговечность оттиска. При правильной эксплуатации, готовое изделие прослужит годы.

Минусы

    К минусам шелкографии можно отнести:
  1. Длительный подготовительный процесс, что приводит к невозможности печати здесь и сейчас.
  2. Трудоемкость и стоимость подготовительного процесса. Данный факт приводит к тому, что печать тиражей менее 100 изделий становится экономически не целесообразным.

Оборудование используемое в шелкографии.

  1. Копировальная камера. Используется для засветки трафаретных форм при подготовке к печати.
  2. Промывочная камера. Используется для промывки трафаретных форм при подготовке к печати и после печати для удаления фотоэмульсионного слоя с использованных трафаретов.
  3. Карусельный станок. Используется для печати на футболках, толстовках и других текстильных изделий. Станки карусельного типа бывают как ручного исполнения, так и автоматические. На автоматических станках печатник, после приладки, необходим только для размещения и снятия изделий со станка и конечно он должен следить за качеством печати на футболках и других материалах. Непосредственно печать производит автомат.
  4. Плоскопечатный станок. Применяется для печати на бумаге (визитки), полиэтилене (пакеты) и других листовых материалах. Как и карусельные станки, плоскопечатный станок может быть как ручным, так и автоматическим. Автоматические станки могут быть укомплектованы устройствами автоматической подачи и съема материалов.
  5. Промежуточная ИК сушка. Необходима как вспомогательное оборудование для промежуточной подсушки слоев краски при печати на карусельных станках.
  6. Тоннельная ИК сушка. Используется для окончательного закрепления пластизольной и водной краски на текстильных изделиях.
  7. Тоннельная УФ сушка. Используется для закрепления УФ краски.
  8. Стеллажи с откидными полками. Необходимы для экономии места в цехе трафаретной печати. Например на них очень удобно размещать полиэтиленовые пакеты для высыхания краски между слоями.